21 июля в 18:20

Маршрут №7: красавец-вокзал. Железнодорожная история

«Таймырский телеграф» продолжает прогулки по интересным историческим местам. #НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – «Прогулки» – эксклюзивный путеводитель нашего портала по Таймыру, Норильску и Дудинке. Из проекта можно узнать об истории, достопримечательностях и особенностях северного региона. Главное в путешествии – опора на правильного проводника. А прогуляемся-ка мы сегодня до железнодорожного вокзала! Величественное, просторное здание было в свое время местом расставаний и встреч многих поколений норильчан. Около монументального и роскошного красавца высотой в три этажа до сих пор хочется остановиться, чтобы рассмотреть колонны, четкие архитектурные линии, представить, как жили и работали норильчане сталинской и постсталинской поры. Когда-то на Октябрьскую площадь Норильска, по которой мы уже гуляли в нашем проекте, прибывали электрички из аэропорта и Дудинки. Но у города-комбината были большие планы не только на необходимое внутреннее сообщение, но и на более глобальное – внешнее. Строительство железнодорожного вокзала на улице Вокзальной в Старом городе начали в 1951 году. Тогда уже доподлинно было известно, что Норильск станет крупным железнодорожным узлом на пути из европейской чаcти страны в восточную. В начале 50-х на участке железной дороги Чум – Салехард – Игарка возвели практически половину пути. На привокзальной площади перед строящимся вокзалом осенью 1953 года даже установили памятник Сталину. Однако после вождя стройку № 501–503 закрыли, монумент отцу народов снесли. Вокзал остался и по сути превратился в памятник. Норильская железная дорога – одна из северных в мире, этакий изолированный железнодорожный «оазис». От ближайшей станции РЖД его отделяет около 700 километров. Более 80 лет она служит для нужд Норильского промышленного района. Ее история началась в 1936-м, когда была сооружена первая ветка от пристани на реке Норильской до строившихся рудников под горой Шмидта. Тогда же, в основном силами заключенных Норильлага, от Дудинки начали строить 114-километровую узкоколейку. Весной 1947-го по ней прошел первый поезд. Полотно узкоколейной дороги Норильск – Дудинка «перешивали» на широкую колею немного позже, когда к 1953 году железнодорожный вокзал был уже отстроен. Многие сегодня верят в возрождение железнодорожного пути как связи с материком. Например, потомственный железнодорожник Борис Швайков так высказался о проекте-мечте, связывающей Норильск и Большую землю: «Железную дорогу от нас на материк вполне реально построить! Северное побережье и рубежи Арктики развиваются: и апатиты, и нефть, и уголь, и минеральный комплекс. Без железной дороги в ее новом исполнении эти богатства не освоить». Кстати, исследованием заброшенной стройки №503 – железной дороги, которую в советское время хотели проложить от Норильска до Уренгоя, в прошлом году занялись эксперты Русского географического общества. По результатам своих экспедиций инженеры и ученые предложили три варианта Трансполярной магистрали. Сегодня на площадке у вокзала располагается музей Норильской железной дороги – сюда водят экскурсии. К самому зданию вплотную примыкает огромная галерея паровозов и локомотивов различной модификации и годов постройки, и все это под открытым небом, в идеальном состоянии, сбереженное «навсегда и с любовью». В экспозиции есть промышленный электровоз, работавший в Норильске с 1957-го по 1968 год: две автомотрисы, на одной из которых, «Красной дрезине», совершал свои инспекционные поездки в 1970–1980 годах директор Норильского комбината Борис Колесников. Есть здесь и электрический маневровый тепловоз, и вагон поезда родом из Риги (он перевозил сотрудников «Норникеля» до середины 1990-х), а также прицепной вагон знаменитой норильской электрички, бегавшей по рельсам с 1967-го по 1980 год. К концу 1990-х пассажирские перевозки исчезли совсем, их посчитали нерентабельными. Сегодня через станцию Норильск-Сортировочная следуют лишь промышленные грузы. Все они используются для нужд предприятий и подразделений «Норникеля». Внутри здания вокзала располагается управление Предприятия технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ), так сегодня называется Норильская железная дорога. Ее сердце – вокзал – был и остается одной из красивейших архитектурных примет эпохи. Другие маршруты по Норильску и Дудинке можно найти на нашем портале по тегу «прогулки».

Комментарии:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.