10 августа в 13:40

Потомки тунгусской Золотой империи живут на Таймыре

В проекте «Цифры и факты» продолжаем лучше узнавать коренные народы Таймыра. #НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Эвенки, в том числе живущие в таймырском поселке Хантайское Озеро, – это потомки жителей тунгусского государства Золотая империя. Когда империю разгромили войска Чингисхана, часть тунгусов ушла на Север. Минули века, но эвенки продолжают хранить обычаи предков. 1. В настоящее время 30 тысяч эвенков проживает в России, 20 тысяч – в Китае, 3 тысячи – в Монголии. На Таймыре эвенков около 300 человек, местом своего обитания они выбрали берег Хантайского озера. «Мы, хантайские эвенки-таежники, пришли сюда в основном из Эвенкии через горы Путораны, – рассказывает Татьяна Болина-Укочёр, главный специалист по эвенкийской культуре Таймырского дома народного творчества, руководитель этно-фольклорной группы «Юктэ». – В Туруханском районе есть поселок Совречка (Советская речка), где живут только эвенки. Выходцы оттуда тоже решили поселиться на берегу Хантайского озера, потому что, когда вышли к его берегам, озеро прямо рядом с берегом кишело крупной рыбой. Можно было руками вылавливать. И они остановились в этом месте». 2. Каждому сезону у эвенков соответствовала своя одежда и обувь. Зимнюю оленью парку (хоилму), короткую, без воротника, мехом наружу, шили из осенних шкур с коротким, но густым и прочным ворсом. У женщин она была украшена бисером и мехом лисицы. Под парку надевали распашную поддевку, подбитую лисьим или песцовым мехом. Собираясь в дорогу, легкие на подъем эвенки набрасывали сверху еще и сокуй – длинную одежду с капюшоном. В отличие от представительниц других коренных народов Таймыра старшие эвенкийки надевали под бисерные наголовники платки, чтобы те ниспадали по плечам. В древние времена у девушек было много косичек, а когда выходили замуж, заплетали уже по две. Мужчины завязывали на макушке длинный хвост. Эвенкам был знаком популярный сегодня пирсинг. Татуировки дополняли образ. 3. Эвенки, как и другие коренные жители Таймыра, жили в чумах, зимой покрытых шкурами оленей, летом – ровдугой (замшей). Другой разновидностью летнего жилища было голомо, покрытое берестой, которая не гниет и не пропускает воду. «Чум – самое экологичное и правильное жилище, потому что, когда дым идет, он делает круговорот и вылетает в отверстие наверху, – поясняет Татьяна Васильевна. – Чум, и с этим согласны все эвенки, гораздо лучше палатки, так как в нем больше воздуха, лучше тяга, есть возможность просушить одежду, дольше держится тепло. Наши чумы меньше, чем ненецкие, у них 50–60 шестов, а у нас где-то 30–40, потому что мы, таежники, мобильно по тайге ездили, зимой на санках, а летом скакали верхом на оленях. Не зря писали: тунгус ловок и вёрток». 4. У эвенков была своя методика профилактики и лечения болезней, так как аптек в тундре не было. Они пили настой березовой чаги при больном желудке, медвежью желчь, морошка помогала при диарее, брусника – при давлении, простуде, салом медведя растирались при простуде, даже материнское молоко служило лекарством. Собственно, в тундре, как в большом гипермаркете, все было под рукой. Только «товар» бегал, плавал и летал. Нужно было поймать оленя, чтобы выделать шкуру и сшить сумки для хранения вещей и продуктов. Мелко настрогать мерзлый тальник, чтобы использовать полученные мягкие и белые стружки в качестве салфеток. Потратить часы, месяцы и годы, чтобы нашить одежды из оленьих шкур для всех членов семьи. 5. «Коляски» для грудных детей у эвенков были своеобразные. Когда родители кочевали с места на место, по одну сторону седла привязывали мешок с вещами, по другую – люльку с ребенком. Так он и путешествовал по горам, по холмам, а когда вставал на ноги, довольно быстро осваивал правила самостоятельной езды. 6. В меню эвенков, как и других народов Таймыра, входили мясо и рыба, вареные, жареные, вяленые, строганина из упитанного сига. В сыром виде ели печень оленя, почки и мозг. Лепешки «ома» пекли на костре, положив их на горячую золу. Потом только золу уберешь – и хлеб пышный, красивый. В другие лепешки – «тыхэ» – добавляли красную икру, прямо в тесто. Запеченная в золе рыба называлась «ирипчо». Делали эвенки домашний йогурт из оленьего молока. Оно же очень тягучее, густое, жирное, калорийное, как жидкая сметана. Добавляешь ягоду – вот тебе и йогурт. А зимой это молоко заморозят – получается натуральное мороженое. Эвенки делали даже масло и сыр. Идет олень по тундре, в сумке на боку молоко, она качается – и так масло взбивается. 7. Татьяна Васильевна еще и преподаватель родного языка в Таймырском колледже. Эвенкийский относится к группе тунгусо-маньчжурских языков. Например, «Чита» – слово тунгусское, приводит примеры специалист по эвенкийской культуре. «Чата» означает «глина». Город Иркутск получил свое название от лиственницы – «ирэктэ». Река Бирюса – это «биросал» – «правый берег». Название полуострова Таймыр, по мнению эвенков, пошло от слова «тамура» – «дорогой, ценный». Енисей – это «ионесси» – «большая вода». Русский хлеб называется «колобо». Многих звуков эвенкийского нет в русском языке. Например, звучание фамилии Татьяны Васильевны ближе к «хукочар» (слово переводится как «топорики», «крепкие люди»), но на Таймыре она зазвучала как Укочёр.

Комментарии:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.