14 августа в 16:15

Создательница театра костюмов знакомит мир с историей народов Таймыра

Долганская «Коко Шанель» – новая героиня рубрики, посвященной уникальным людям. #НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Не узнать преподавателя отделения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Норильского колледжа искусств просто невозможно. Яркая внешность, стиль и осанка настоящей леди выделяют ее из толпы. Встретить Елену Сотникову чаще всего можно в стенах родного НКИ, где мастер творит сама и передает навыки ученикам. По словам Елены Алексеевны, приезд в Норильск после окончания Красноярского художественного училища имени Сурикова не был мечтой всей ее жизни. Выпускница склонялась к тому, чтобы вернуться я Хатангу, поближе к дому. Но судьба приготовила Елене жизнь в городе, где совсем не было знакомых людей, зато открывались широкие возможности для творчества. «Мои родители из простого народа, – рассказала Елена Сотникова. – Воспитывалась я, как и все дети. Но еще в школе подруги замечали во мне что-то необычное. Говорили: «Ты не такая». Тяга к творчеству во мне с детства». Первый орнамент бисером Елена вышила в пять лет. В 20 оказалась в Норильске, где начала свой профессиональный пусть на северном отделении Норильского музыкального училища, ныне колледжа искусств, в качестве преподавателя художественной вышивки. Спустя более 30 лет скромная и увлеченная своим делом, Елена Алексеевна стала фигурой такого масштаба, что имя ее звучит далеко за пределами полуострова Таймыр. Ученики заявляли о себе и продолжают блистать на тематических фестивалях России, Европы и Азии. Главным же детищем Елены Сотниковой можно считать театр моды «Бараксан», созданный в колледже искусств и представляющий культуру всех этносов Таймыра: долган, нганасан, энцев, эвенков и ненцев. Благодаря мастеру норильчане узнали, что «бараксан» в переводе с долганского означает «радость», «восторг», «ликование». Костюмы ручной работы с использованием меха и бисера, кожи и сукна, замши и ровдуги (замши из оленьей кожи) вызывают у зрителя именно такие чувства. Становится понятно, что это не просто костюмы. Каждый наряд и образ – история, философия, мировоззрение и отражение взглядов выпускников, создавших такие работы. Полюбоваться моделями «Бараксана» можно не только на праздниках, выставках и городских фестивалях. Чтобы прикоснуться к культуре северных народов, любой желающий может зайти в Норильский колледж искусств и познакомиться с творчеством юных мастеров и их руководителей. «За годы нашей работы в городе сложился круг людей, которые интересуются культурой народов Таймыра, – рассказала Елена Сотникова. – Мы встречаем их на мероприятиях и в стенах НКИ. В Норильске не так много центров народного творчества, как, например, в Дудинке. Но мы все же стремимся доносить то важное, что нужно знать о коренных народах, людям, живущим на нашей территории. В этом наша миссия». Пожалуй, нет сегодня в Норильске такого мастера своего дела, который имел бы столько негласных званий, как Елена Алексеевна. Ее называют богиней творчества, феей декоративно-прикладного отделения, стражем культуры Таймыра и даже Коко Шанель долганского народа. Она – ценитель и знаток своих истоков, проводник между современным стилем жизни и традициями, которым сотни лет. После окончания Норильского колледжа искусств не все выпускники связывают свою работу с творчеством. Профессиональный путь у них складывается по-разному. Но многие приходят в колледж, приводят своих детей, знакомят с Еленой Алексеевной, показывают работы, созданные под руководством любимого учителя. Воспитанные ее примером и видением, стараются поделиться этими знаниями и передать их новым поколениям. В нашей рубрике «Люди северного сияния» читайте также, за что Валерию Болгову считают королевой тундры и как Владимир Ларин обозначил плато Путорана на карте мирового культурного наследия .

Комментарии:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.