28 сентября в 17:35

Владимир Потанин: «Авария в Норильске – урок для всех, кто хозяйствует в Арктике»

Глава «Норникеля» рассказал о причинах и последствиях аварии на ТЭЦ-3. #НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – 29 мая в Норильске произошла чрезвычайная ситуация: из резервуара вылилось 20 тысяч тонн дизельного топлива. Авария случилась на ТЭЦ, принадлежащей Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК) – дочерней компании «Норникеля». О причинах инцидента и его последствиях в интервью «России 24» рассказал Владимир Потанин. По словам главы «Норникеля», в СМИ было много спекуляций на тему разлива топлива в Норильске. Если говорить о причинах аварии, то одной из существенных стало таяние вечной мерзлоты. «Был и человеческий фактор, и недостатки проекта, который еще в 1981 году делался и недостаточно качественно был реализован. И вообще, недооценка рисков, связанных с эксплуатацией такого рода объектов, она налицо, – отметил Потанин. – В данном случае интересно, что включился абсолютно новый и плохо прогнозируемый фактор – таяние вечной мерзлоты. Новый не потому, что мы не знали о том, что вечная мерзлота тает. Известно, что фундаменты, которые делаются на вечной мерзлоте, они в принципе подлежат перемещению, и к этому как-то всегда спокойно относились. Переместилось – закрепили. Выяснили, что все сваи вертикальны – значит, нормально. То есть даже стандарты мониторинга, проверки такого рода сооружений были более мягкими, что ли. И вот сейчас получается, что надо пересматривать вообще подходы к строительству, к мониторингу, к обеспечению промышленной безопасности на вечной мерзлоте. Это урок для всех, кто хозяйствует в условиях вечной мерзлоты». Президент компании обратил отдельное внимание на то, что «Норникель» на Таймыре ведет свою деятельность на территории, которая примерно сопоставима с территорией Бельгии: «Там около 600 только тех объектов, которые мы мониторим, там десятки предприятий, сотни промышленных объектов, поэтому ни один хозяйствующий субъект не может полностью исключить различного рода неприятности. Вопрос в том, как их максимально предотвращать и как с ними потом по факту бороться». Окончательный ответ о причинах аварии дадут Следственный комитет и Ростехнадзор. В свою очередь в «Норникеле», чтобы понять причины аварии и их последствия, привлекли лучшие научные силы и лучшие компании, российские и зарубежные. В частности, пригласили так называемую Большую норильскую экспедицию. «Забота об экологии все больше выходит на первый план со времен 70–80-х годов, когда на это вообще не обращали внимания, по крайней мере, в советской практике промышленного строительства. Для меня важным выводом стало то, что риски, связанные с экологией, не то чтобы не учитывались – они просто по приоритетам стояли не там, где должны. Сейчас идет эта переоценка. Думаю, и в государственных органах, которые регулируют эти вопросы, тоже». Авария в Норильске, как лакмусовая бумажка, выявила проблемы и во взаимодействии структур. «Не хотел бы сейчас возвращаться к той истории, что компанию несправедливо обвинили в том, что она не сообщила об аварии, хотя сейчас уже ясно, что это неправда. Но отчасти это происходило из-за того, что взаимодействие между самими государственными органами, которые это регулируют, тоже было на тот момент не идеальным образом отработано», – рассказал Потанин. В беседе президент «Норникеля» коснулся не только ликвидации последствий разлива топлива. Он рассказал, что компания намерена восстановить экосистему: «Да, могло быть очень плохо, если бы все это топливо пролилось через реку Пясину в Карское море – действительно, это была бы арктического масштаба катастрофа. Но я подчеркиваю, эту угрозу нам удалось остановить. И, кстати говоря, председательствуя в Арктическом совете в ближайшие годы, Россия, мне кажется, может твердо исходить из того, что способность страны ликвидировать подобного рода аварии дорогого стоит. Потому что ни одна страна не может гарантировать, что на ее территории никогда не будет никакой техногенной катастрофы. А вот способность это ликвидировать – это говорит о силе, а не о слабости. И поэтому те, кто нам будут тыкать в лицо этой аварией – для компании это минус, а для страны это демонстрация способности этому противостоять». Полное интервью Владимира Потанина опубликовано на сайте vesti.ru.

Комментарии:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.