12 октября в 16:40

История театров в Заполярье началась в один год со строительством комбината

Полувековой юбилей Норильский заполярный театр отметил в единственном числе. #НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публиковать истории уникальных коллекций местных музеев. Весной 1935 года управление Главсевморпути организовало из московских артистов труппу, гастролировавшую три летних месяца на Крайнем Севере. «Плавучий» театр получил название Заполярного и прекратил свое существование через три года, оставив после себя первый стационарный городской театр в Игарке. Датой основания Первого Заполярного считается 1936 год. Второй Заполярный появился в Норильске в 1941-м. Восстановить начальный период работы театра в Норильске перед 50-летием помогли письма его первого директора. Григорий Бороденко руководил Вторым Заполярным театром с 25 сентября 1941-го по 28 октября 1947 года. В 1987-м ему исполнилось 76 лет, и жил Григорий Александрович к этому времени в Алуште. В своих посланиях сначала в театр, а потом и в музей Бороденко в подробностях рассказывал о том, как начинался самый северный. История иллюстрировалась программами и фотографиями с сохранившихся у него негативов. В театре с первых дней организовали фотолабораторию, а фотографом был сам директор. Так, Бороденко сделал известную теперь фотографию первой труппы после репетиции горьковской пьесы «На дне», сохранив имена всех ее участников. Один из них, парикмахер Павел Коркин (крайний слева во втором ряду на фото ниже), передал в музей программу этого спектакля. В самой программке из 1942 года перечислены 16 исполнителей, а первая труппа насчитывала только 13 человек. Понятно, что играл и директор (содержатель ночлежки), и парикмахер (сапожник Алешка), и даже заключенный Алексей Тагаев (крайний слева в первом ряду). Его приводили на спектакль под конвоем на роль Татарина. Павел Коркин, сохранивший раритет, приехал в Норильск из Игарки, где начинал в том самом Первом Заполярном театре. Был хорошо знаком с примой Малого театра Верой Пашенной, организовавшей театр в Игарке. По его воспоминаниям, актриса была еще и талантливым художником и сама писала декорации к некоторым спектаклям. Именно народная артистка предложила театральному столяру перейти в гримерный цех, определив дальнейшую судьбу заслуженного работника культуры. Учился гриму Коркин у мастеров Малого театра, приезжавших на спектакли. Из норильского периода Павел Григорьевич особо выделял историю первых гастролей норильчан в Дудинку и на Диксон, чуть было не совпавших с нападением немецкого линкора «Адмирал Шеер». Кроме спектаклей в клубе моряков Диксона, на которые приходили советские, американские и английские моряки, артисты стали участниками встречи со зрителями на ледоколе «Седов» (или «Ермак», Павел Григорьевич точно не помнил). На обратном пути лихтер с гастролерами едва не попал под обстрел направлявшегося на Диксон «Адмирала Шеера». Павел Григорьевич Коркин уехал из Норильска чуть раньше Бороденко и много лет служил в Красноярском краевом драматическом театре имени Пушкина. Преподавал «грим» и «историю костюма» на театральных отделениях Красноярского училища искусств. В 1944-м в театр пришло новое игарское пополнение, окончательно связавшее Первый и Второй Заполярный, вплоть до закрытия Первого. Григорий Бороденко, благодаря которому к полувековому юбилею Норильской драмы была восстановлена ее подлинная история, умер, не дожив года до круглой даты театра и собственного 80-летия. О старинных латунных часах, трубках из бивня мамонта, бубне последнего нганасанского шамана и других уникальных предметах из местных музеев читайте в нашей рубрике «Артефакты» по активной ссылке.

Комментарии:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.