20 октября в 20:50

«Нельзя тараторить в эфире»

20 октября отмечают Международный день авиадиспетчера. #НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Их профессия, несмотря на колоссальную ответственность, остается одной из самых престижных. Как стать авиадиспетчером, с какими трудностями приходится сталкиваться и чем отличается норильский аэропорт от многих других? Об этом «Таймырскому телеграфу» рассказал Андрей Курзин, который последние десять лет следит за воздушным сообщением над северным городом. «Я творческий человек, а авиадиспетчер – это в первую очередь как раз творческая профессия и только потом техническая, – уверен Андрей. – Еще в старших классах я не знал, кем именно хочу стать. В какой-то момент отец дал идею. И я подумал: почему бы и нет? Ведь не так часто можно встретить авиадиспетчеров». После школы Андрей переехал из Шарыпово в краевую столицу, где поступил в Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации (сейчас это филиал Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. – Прим. ред.). Учеба, по его словам, была несложной. Но в то же время требовала самоотдачи и целеустремленности. А как иначе? Сажать самолеты – дело крайне ответственное, и прогуливать пары – непростительно. «Мне нужно было сдать два экзамена – по математике и русскому языку, – вспоминает наш собеседник. – Но, как мне показалось, не это было самым важным для конкурсной комиссии. Пришлось пройти серьезный психологический профотбор и углубленное медицинское обследование». В колледж Андрей поступил в 2007-м. На первом курсе студенты изучали общие предметы: математику, обществознание, культурологию. Со второго курса усилился уклон на основные предметы, связанные с авиацией: обслуживание воздушного движения, правила обеспечения и подготовки полетов и так далее. Особое внимание уделялось английскому языку. Андрей рассказывает, что интереснее всего была практика, которая началась со второго курса. «Первый раз я практиковался в Красноярске. Тогда же, на втором курсе, подписал договор с управлением аэронавигации Центральной Сибири, а значит, уже знал, что после учебы получу место работы. На третьем, то есть последнем курсе меня отправили на практику в Норильск. И здесь, признаюсь, мне понравилось больше». Летом 2010 года, окончив учебу, Андрей приехал в Норильск, где и устроился по специальности. По его словам, переезд на Крайний Север не показался ошибочным: несмотря на сложный климат, он сразу же понял, что и в Заполярье есть свои красоты. Но самое главное, считает Андрей, – в норильском аэропорту авиадиспетчер может получить уникальный опыт работы. «Когда меня спрашивают, сильно ли загружен наш аэропорт, всегда отвечаю: смотря с какими его сравнивать. Конечно, в Москве или Питере загруженность в разы больше. Но и мы не сильно отстаем от пассажирского трафика многих других городов. Другое дело, что кода в колледже изучал особенности профессии – полеты в горной местности и в тяжелых погодных условиях, когда дуют сильные ветра, идут осадки, бьют морозы, – я и представить не мог, что буду работать в том месте, где все это собрано. В Норильске разве что нет выбросов вулканического пепла, а в остальном – это действительно уникальное для пилотов и авиадиспетчеров место». Говоря о том, какими свойствами должен обладать авиадиспетчер, собеседник подчеркивает: в первую очередь нужна холодная голова на плечах. Ситуации случаются разные, в том числе и экстремальные. И диспетчер, как сапер, не имеет права на ошибку: он в ответе за жизни десятков и сотен пассажиров. «Все мы люди, и каждому из нас свойственно волнение. Но диспетчер даже голосом не должен выдавать своих эмоций, потому что экипаж воздушного судна в первую очередь слушает не то, что мы говорим, а то, как мы говорим. Также есть правило: говорить не больше ста слов в минуту. То есть тараторить в эфире нельзя, важно, чтобы экипаж понимал каждое слово. Есть целое руководство по авиационной фразеологии, которое предписывает, как именно передавать информацию и какие именно слова использовать. А еще важна реакция: от того, как авиадиспетчер поступит в экстренную секунду, какую команду он даст, может зависеть очень многое». Работа авиадиспетчера – это не фиксированный восьмичасовой рабочий день. Смена на диспетчерской вышке длится 24 часа, но это с учетом перерывов на отдых и сон, которые наступают каждые восемь часов. В самой смене девять-десять человек, каждый из которых может и обязан подстраховать коллегу в случае форс-мажора. На вопрос, сколько он посадил самолетов за десять лет работы, Андрей, улыбаясь, пожал плечами. Точного подсчета он, естественно, никогда не вел, и лишь привел суточную статистику. Зимой аэропорт Норильска принимает и отправляет примерно восемь самолетов в день. Летом, когда авиапоток увеличивается, их число достигает 15, а с учетом малой авиации – до ста судов. Что же касается этого года, когда в разгар пандемии, казалось, мало кто куда летал, число вылетов из Норильска не сильно уменьшилось. Андрей объясняет это тем, что количество направлений полетов хоть и сократилось, зато их регулярность возросла. Поэтому и работы у воздушных диспетчеров меньше не стало. «В нашем аэропорту работают примерно 50 авиадиспетчеров, и все они прекрасно знают свое дело. Да, наша работа непростая, но и не такая сложная, как может показаться, хотя и очень ответственная. Но в этом и интерес, ради этого люди и приходят в профессию, – считает Андрей Курзин. – Возможно, мало кто из пассажиров задумывается о том, что кроме пилотов еще кто-то отвечает за их безопасность в полете. Но мы есть, и мы продолжаем работать, пусть и делаем это незаметно для пассажиров».

Комментарии:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.